Во время строительства зданий и других сооружений сложно обойтись без таких изделий металлопроката, как труба, уголок и арматура. Строительная арматура - важный материал, ведь он обеспечивает надежность и долговечность будущего сооружения.
Чаще всего арматура представлена железными прутами с разным диаметром и профилем. На объект заказчика обычно поставляется в виде связки стержней, но возможны поставки бухтами. Как изготавливают арматуру и как правильно выбрать продукт металлопроката в зависимости от специфики строительной задачи? Это один из самых частых вопросов.
Классификация арматуры по способу изготовления
Первое, что нужно знать - арматуру изготавливают разными способами. От вида производства будут зависеть эксплуатационные качества металлопроката.
Горячекатаная
Распространенный способ изготовления строительной арматуры - горячее качение. Сортамент горячекатаных металлоизделий делят на классы - от А-I до A-VI (как вариант обозначение А1). Маркировка указывает класс использованной стали. Должна отвечать требованиям ГОСТ 5781-82.
Для горячекатаного производства используют прямоугольные стальные болванки, которые также известны под другим названием - блюм. Из него получается стержневой прокат путем нагрева заготовки до появления пластичности.
После нагрева болванку прогоняют через прокатный станок: оборудование отличается несколькими валами. Именно путем воздействия серии валов удается получить прут в нужном сечении. В результате проката готовым продуктом становится строительная горячекатаная арматура. Ей свойственна прочность, поэтому из нее можно произвести детали, рассчитанные на высокие нагрузки.
Холоднодеформированная
Другой способ производства арматуры - холоднодеформированный. Готовая продукция металлопроката должна соответствовать нормам ГОСТ Р 52544-2006. Холоднодеформированный метод исключает предварительный нагрев заготовки.
На станок подается моток катанки из стали определенного класса, катанка проходит через систему валов, в результате чего получается заданный диаметр. Специальными роликами на поверхности металлопроката формируются ребра.
Продукт холоднодеформированного производства подходит для изготовления сварных армирующих конструкций. Если в маркировке металлопроката есть литера “С”, это значит, что она пригодна для сваривания. Номинальный диаметр изделий - от 4 до 40 мм. Продукция имеет отличия в форме: поперечные наклонные ребра не соприкасаются с продольными, а последние вовсе могут отсутствовать. Арматура поставляется в мотках или прутках. Стандартная длина одного прутка - от 6 до 12 м.
Регламентирующие ГОСТы на арматуру
Перечислим ГОСТы, которые регламентируют производство и характеристики строительной арматуры:
- Горячекатаный металлопрокат - ГОСТ 5781-82, ГОСТ 34028-2016.
- Холоднодеформированная арматура - ГОСТ Р 52544-2006.
- Горячекатаная гладкая арматурная сталь - ГОСТ 5781-82.
- Горячекатаная гладкая арматурная сталь периодического профиля - ГОСТ 5781-82.
- Холоднодеформированная арматурная гладкая проволока - ГОСТ 6727-80.
- Холоднодеформированная арматурная проволока периодического профиля - ГОСТ 6727-80.
Буквы в маркировке по ГОСТ обозначают следующее:
- А - характеризует изделие стержневое;
- С - можно применять все виды сварки;
- К - устойчивость к коррозии;
- В - дополнительное упрочнение вытяжкой;
- Т- термически упрочненная.
Штамп с маркировкой наносится на поверхность прута. По ГОСТу можно использовать краску для обозначения проката.
Виды арматуры и их наименование
Арматура класса А-I и A-III стандартно на заводе выпускается в виде прутков. Вся арматура из стали класса А-III по ГОСТ 5781-82 производится с периодическим профилем. Проволока Вр-1 изготавливается в разной длине. Может быть не только в виде отдельных арматурных прутков, но и как бабина. Кладочная сетка выпускается длиной 1,5 м, а шириной - 120, 250, 380 мм, то есть под толщину кирпича. Дорожная сетка тоже изготавливается в разных размерах, например, 1 метр на 1 метр. Есть и другие варианты в большую сторону.
Стержневая - класс А
Горячекатаная стержневая арматура - самый популярный вид металлопроката в монолитном строительстве. Он подразделяется на классы и маркируется как А240, А400, А500. Во время строительства фундамента ее используют вместе с проволокой: стержни не сваривают между собой, а связывают. Высокие локальные напряжения нивелируются незначительной подвижностью конструкции.
Арматура А500С
Распространенный в строительстве вид стержневой арматуры. Кроме А500 в продаже имеются изделия с маркировкой А500С. Такая продукция отличается усиленной термической обработкой. Отлично подходит для производства серийных железобетонных конструкций. Однако они не должны быть предназначены для выдержки динамических нагрузок.
Арматура А400 35ГС
Популярная горячекатаная арматура. Пользуются высоким спросом в строительстве. Выпускается в широком диапазоне диаметра - от 6 до 40 мм. Но самый ходовой вид (примерно 80% от всей строительной арматуры) это стержни с периодическим профилем и толщиной 10-12 мм. Относится к классу А-III.
Арматура А400 25Г2С
Стержневой металлопрокат под маркировкой А400 25Г2С отличается наличием легированного марганца и кремния. Также в такой продукции процентное содержание углерода не более 0,25%. За счет высокого содержания кремния прутки идеально свариваются.
Гладкая арматура А240
Еще один вид горячекатаной строительной арматуры, но с гладким профилем. Относится к классу А-I. Производят в диаметре от 6 до 40 мм из стали марки Ст3сп, но самый популярный вариант - это 6-8 мм. Не используется как рабочая арматура, а как монтажный материал, например, для формирования вместе с рабочей строительной арматурой класса А-III .
Подходит для формирования не только плоских, но и объемных каркасов. Чаще всего данный вид строительной арматуры задействуют именно для этих целей. Используется еще для анкеровки, а также петель для железобетонных конструкций. Например, петли для железобетонных блоков изготавливают как раз из арматуры класса A-I. Она гибкая, пластичная. Ее можно изогнуть в петлю, и при этом она не утратит свои первоначальные свойства.
Проволочная - класс Вр
Проволока Вр-1 применяется как отдельный стержень (для армирования наружной кладки). Увеличить прочность кирпичной кладки можно путем вкладывания в раствор нескольких прутков с диаметром 3-5 мм. Такая кладка будет обладать гораздо большей прочностью.
Также проволока Вр-1 часто используется в виде сетки. Первый вариант - кладочная сетка. Ее используют в тех местах, когда кирпичная кладка испытывает максимальные нагрузки (перекрытие, столбы, места под перемычкам). В этих местах в растворный шов кирпичной вкладки вкладывается проволока диаметром 4 мм, ячейка 50 на 50 мм.
Второй вариант - обустройство полов. Например, нужно сделать растяжку для полов, в таком случае идеально подойдет вязальная проволока - дорожная сетка. Толщина ее будет 4-5 мм, а ячейка 100 на 100 мм или 200 на 200 мм.
Канатная - класс К
Канатная арматура лучше всего зарекомендовала себя в самых нагруженных железобетонных конструкциях. В предварительно напряженном состоянии ее заливают бетонной смесью. Принимая большую часть изгибающего момента во время подвижек грунта, полностью оправдывает свое функциональное назначение. Зачастую используется как раз при строительстве фундаментов.
Отличие строительной арматуры по профилю
Только арматура первого класса А-I отличается гладкой структурой. Все остальные виды имеют рифленый профиль и периодическое сечение.
Гладкая
Такая арматура отличается абсолютно гладкой поверхностью. Поэтому она не обеспечивает хорошую адгезию с бетоном. Но идеально справляется со своей функциональной задачей - усиление элементов. Прутки гладкой арматуры закладывают в шов кирпичной кладки, а также в песчано-цементную стяжку полов и площадок. Она несет великолепный армирующий эффект.
Рифленая
Строительная арматура рабочего класса отличается рифленым профилем. Насечки на поверхности сделаны не просто так: они обеспечивают хорошее сцепление с бетоном. Так железобетонная конструкция будет работать как единое целое. Рифленая форма придает материалу хорошую адгезию с бетоном.
Есть три разновидности рифленого профиля:
- серповидное;
- кольцеобразное;
- смешанное.
Изделие с каждым из этих профилей обладает своими сильными сторонами без которых невозможно качественное строительство.
Применение арматурного проката
Характеристики арматуры напрямую влияют на область ее применения. Чем больше диаметр, тем большую нагрузку сможет выдержать железобетонная конструкция, армированная таким видом арматурного металлопроката.
Но вместе с этим изделия с слишком большим диаметром способны привести к излишнему утяжелению конструкции. В случае формирования каркаса арматурные прутья занимают определенное место. Есть типы изделий, которые отличаются назначением и положением.
Особенно активно стройматериал используется во время
- строительства фундаментов;
- укрепления дорожных покрытий, тротуаров;
- повышения прочности железобетонных изделий
- возведения мостов;
- сооружения металлокаркасов;
- скрепления элементов конструкций;
- монолитных зданий;
- изготовления дорожной/сварной сетки.
Выбор подходящего вида проката осуществляется только после предварительного расчета нагрузки на возводимое строение.
Рабочий
Применяется в ходе возведения фундаментов, стен, перекрытий. Обычно используется арматура от 10 до 40 мм. В расчетах учитывается размер конструкций. В капитальном строительстве часто встречаются прутки на 12 мм.
Распределительный
Прутья должны выдерживать распределительную нагрузку. Из них формируется поперечный слой каркасов. В этом случае рекомендуется использовать изделия диаметром 6 - 10 мм. Соединение рабочих и распределительных стержней осуществляется путем сварки или проволочной фиксацией.
Монтажный
Применяют для обеспечения неподвижности конструкций при заливке бетоном. Это ответственные изделия диаметром 7-9 мм. Хомуты выполняют роль крепежа деталей каркаса в единое целое. Диаметр не должен превышать размеры рабочих прутьев. Сборка каркасов очень ответственное дело, требующее соответствующих знаний. Важно соблюдать последовательность действий при конструировании, чтобы каждый элемент выполнял заданную функцию.
Строительная арматура в ГОСТ Металл
ГОСТ Металл предлагает стержневую и проволочную арматуру. У нас найдется арматурный прокат любых размеров и в любом диаметре. Транспортировка прутьев длиной 6 или 11,7 м требует помощи со стороны транспортной компании.
Организуем доставку строительного материала до места назначения в любую точку России. Отгрузки осуществляются ежедневно. Мы приезжаем с весами, взвешиваем, вы оплачиваете товар по факту его получения. В каталоге собрана только сертифицированная металлопродукция, обладающая техническими характеристиками в соответствии с ГОСТ. Возможна резка изделий под нужные вам размеры.
Чтобы купить строительную арматуру, достаточно оставить заявку на сайте. Менеджер проконсультирует вас, ответит на вопросы, а также предоставит исчерпывающую информацию по вопросам цены арматуры за 1 метр или 1 тонну, доставки и дополнительных услуг, например, резке по размерам.